Рената Литвинова
Сегодня, 12 января, исполняется 52 года Ренате Литвиновой, одной из самой ярких представительниц российского кинематографа. Актриса, режиссер, сценарист — она повлияла, впрочем, не только на развитие аудиовизуальных искусств, но и на моду. В первую очередь Литвинова запомнилась публике своими ретрообразами, отсылавшими к дивам кино 30-х и 40-х, но теперь Рената ловко мимикрировала и под более современный модный ландшафт, а в ее гардеробе худи и бомберы потеснили горжетки и вуали. SPLETNIK.RU предлагает посмотреть на две эти крайности фирменного стиля Литвиновой и выбрать, в каком же образе она нравится больше.
Синефилы познакомились с Ренатой Литвиновой еще в 1989 году — будущая звезда, которая тогда только окончила ВГИК, снялась в небольшом эпизоде у Аллы Суриковой в фильме “Две стрелы. Детектив каменного века”. Впрочем, пещеры и одежды из шкур диких животных — это явно был не тот антураж, в котором нешаблонная красота Ренаты могла раскрыться в полной мере.
Успех пришел несколько лет спустя вместе с ролью, которая во многом начала формировать и публичный образ Литвиновой — в 1994 году она сыграла одну из главных ролей в фильме “Увлеченья” Киры Муратовой, а в 1997 году — в ее же киноальманахе “Три истории”, для одной из частей которого Рената написала и сценарий.
С режиссером у Ренаты сложился прекрасный творческий союз — вместе они сделали еще шесть картин, включая фильм “Настройщик”, который показали на Венецианском фестивале. “Увлеченья” же принесли Литвиновой и первую обложку — она появилась на страницах журнала “Киносценарии”.
Ну а широкая публика узнала Ренату после выхода на экраны сериала “Граница. Таежный роман”, где наша сегодняшняя героиня сыграла роль Альбины Ворон — образ слегка жеманной, мечтательной и аристократичной дамы, парящей над всеми бытовыми и мещанскими реалиями, окончательно закрепился за Литвиновой.
В разгар дикого гламура, покрытого толстым слоем автозагара и страз, Рената была далека от мейнстрима так же, как и Альбина, льющая духи “Красная Москва” в ведро уборщицы, потому что не выносит запаха хлорки, была далека от простых провинциальных женщин.
Экранный образ изысканной богемной дамы, будто не от мира, сего слился с Литвиновой в реальной жизни так, что уже нельзя было провести четкую границу, играет ли она в кино саму себя или берет все лучшее от своих героинь и трансформирует в новый тренд.
Солидная роскошная ретростилистика с мехами и шелками и бледная, словно фарфоровая, кожа выгодно отличали Ренату на фоне всеобщего слегка базарного “дорого-богато” и последствий слишком частых хождений в солярий, который тогда был неотъемлемой бьюти-процедурой у всех светских дам.
Пока миром правил ярко-розовый, Литвинова выбирала сдержанный черный. Пока все одевались в джинсы с заниженной талией и микроскопические топы, она выходила на красные дорожки в платьях в пол, а то и в смокинге.
В образах Ренаты угадывались Марлен Дитрих и Любовь Орлова, а легкую сутулость знаменитости даже списывали на желание походить на Грету Гарбо.
Стиль див из прошлого Литвинова копировала с предельным вниманием к деталям: прическа волной, крупные жемчужные бусы, множество перстней на пальцах, вуали, беретки и косынки, повязанные в стиле Одри Хепберн идеально дополняли образ.
Ставку на винтаж знаменитость делала и при выборе обуви — вместо тонких шпилек Литвинова выбирала устойчивый каблук, а вместо фасонов с острым носом (да-да, в нулевые такое носили все, кто хотел быть в тренде) — старомодные туфли с закругленным носком и ремешками.
Неизменным все это время оставался и макияж звезды — классические стрелки и красная помада, которую еще Коко Шанель называла главным женским “боевым” приемом: “Если вам грустно, накрасьте губы красной помадой и атакуйте”.
Но несколько лет назад незыблемый, казалось, портрет приобрел новые штрихи: барочные краски и тонкие изящные силуэты сменились лаконичностью и скудностью современного искусства. Вместо длинных платьев мы все чаще стали видеть Ренату в объемных толстовках, а вместо туфелек появились ботфорты с принтом паспортных обложек от Balenciaga.
В общем-то, дружба с новыми хайповыми дизайнерами с постсоветского пространства, Гошей Рубчинским и Демной Гвасалией, и определила эти перемены. Плотное сотрудничество с российским дизайнером у Литвиновой началось в 2016 году, когда творческий дуэт выпустил фильм “День моей смерти”, ставший своеобразным трибьютом творчеству Пьера Паоло Пазолини и показанный на Pitti Uomo.
Следом Литвинова и Рубчинский вместе создали спектакль “Северный ветер” — дизайнер разработал костюмы для постановки. Впрочем, вещи от Рубчинского Литвинова охотно носит не только на сцене, но и в жизни. В случае российской тусовки дружба, как и любовь, похоже, тоже любят тишину — на секс-скандал, развернувшийся вокруг имени дизайнера после публикации его переписки с несовершеннолетним, Литвинова официально никак не отреагировала.
Еще один поставщик обновок в гардероб Ренаты — грузинский дизайнер Демна Гвасалия. Знаменитость, которую еще недавно можно было назвать реинкарнацией всех ретродив, начала охотно перенимать и черты уличных модников. Литвинова охотно носит и творения Гвасалии для Balenciaga, и вещи собственного бренда модельера — Vetements.
Кстати, Гвасалия создал и мерчендайз для Земфиры — черную толстовку с красным принтом в виде имени певицы. Ее, конечно, Литвинова тоже примеряла.
Кроме того, звезда носит и объемный плащ-дождевик с названием Vetements на спине, в котором, кажется, отметились абсолютно все герои street style, и делит со своей дочерью Ульяной деконструированное пальто-куртку от Balenciaga.
Исчез и этот “киношный” макияж со стрелками и красной помадой. Сегодня Литвинова все чаще ставит на естественный бьюти-look, причем не только в обычной жизни. Без макияжа звезда появилась и на обложке журнала SNC. Наметились перемены и в укладке: вместо строгой голливудской волны Литвинова теперь порой предпочитает легкую небрежность, начесы или эффект “влажных волос”.
Решилась Рената даже на смену цвета волос и однажды рассталась со своим традиционным блондом — правда, только при помощи парика. Селфи звезды с темным каре вызвало настоящий фурор в соцсетях! Многие посчитали, что таким образом Литвинова решила повторить образ своей близкой подруги Земфиры, чей минималистичный маскулинный стиль в одежде Ренате теперь тоже близок.
Впрочем, и с проверенным временем образом слегка утомленной дивы Рената тоже не спешит расставаться окончательно. Сейчас знаменитость занята экранизацией своего спектакля “Северный ветер” и охотно делится со своими подписчиками фото со съемочной площадки.
Декорации снова напоминают дорогой антикварный магазин, а Рената снова изящно закидывает ногу на ногу, носит меха, бриллианты и прически в стиле Джин Харлоу и Вивьен Ли — валик над лобной частью был примечательной особенностью укладок в 40-е.
Впрочем, на этот раз Литвинова умело примиряет две противоположности своего модного образа. Многие наряды в фильме позаимствованы из коллекций Balenciaga, а украшения поставляет молодой московский ювелирный бренд Ninotchka Jewels.
Нельзя не отметить смелость Ренаты — кардинально сменить гардероб и начать носить вещи в совершенно другом стиле решится не каждый. Ее давние поклонники, впрочем, наверняка, скучают и по прежнему имиджу. К слову, взгляды самой звезды на модные правила, кажется, значительно поменялись и многое из того, что она носила раньше, уже не вписывается в новые нормы Литвиновой. Так, на днях она написала в своем Instagram:
В моем понимании, как одеваются правильные и порядочные женщины: необтягивающее, некороткое, зеленое, просторное и ненавязчивое.
Заявление знаменитость подкрепила фотографией в наряде от Jil Sander, чтобы всем было понятно, что же она имеет в виду.
Впрочем, поучение Рената снабдила множеством смайликов, что, конечно, оставляет надежду на иронию. Иначе придется признать, что половина гардероба знаменитости явно не проходит проверку на порядочность и делает из нее какую-то неправильную женщину.
Ну а какая Литвинова больше нравится вам?