• Садизм
Своим рождением понятие „садизм" обязано имени маркиза Донасьена-Альфонса-Франсуа де Сада. Жизнь маркиза была бурной: в 1772 году он был заключен в тюрьму по обвинению в разврате, но исправляться не спешил. Великая французская революция освободила его, и он воспользовался этим случаем, чтобы обнародовать свое видение мира: опубликовал написанные в тюрьме романы „Жюстина", „Новая Жюстина" и „Философия в будуаре". Желающие могут пробежаться взглядом по их страницам и обнаружить, что описания насилий над женщинами с применением изощренных издевательств и мучений явно доставляли автору удовольствие (прикрытое, впрочем, лицемерным осуждением: видите, мол, какие плохие люди, что вытворяют!). Наполеон разврата не любил, и книжечки были конфискованы в 1801 году, а сам маркиз с 1803 года содержался в психиатрической лечебнице, успев, впрочем, „осчастливить" мир еще одним романом — „Сто двадцать дней Содома".
Сегодня садизм хорошо изучен многократно художественно (и не очень) описан и заснят в кино, нашел немало поклонников и даже подразделен на три формы. Первая форма. Любовная игра садиста выглядит, как каскад ударов, укусов, царапание партнера до крови и поток оскорблений. Все это с успехом заменяет садисту любовную прелюдию; от партнера же требуется как можно больше страха и возмущения. Вторая форма. Зверство, проявляемое при половом акте. Во время полового акта партнера принуждают к тем действиям, которые неприятны ему или причиняют боль. Садист получает удовольствие, только заставив партнера подчиниться и как следует, унизив его. Третья форма. Насилие как образ жизни и стиль в любви. Вместо проявления нежности садист предпочитает унижать и оскорблять партнера и изо всех сил демонстрировать ему свое пренебрежение. Этот способ любить, как правило, используется людьми с выраженным комплексом неполноценности, больше всего на свете боящимися, что об их комплексах кто-нибудь узнает. В обычной жизни садизм редко принимает законченные формы, выражаясь чаще в своего рода игре, которая лишь иногда переходит границы „шутки". Некоторые элементы этой игры (при условии, что это действительно только игра, а не проявление подсознательного желания унизить и помучить партнера) могут привнести немалую остроту в любовные игры двух понимающих друг друга людей. Однако для этого необходимы хорошее взаимопонимание, чувство юмора и сходные вкусы в сексе. Если все это у вас есть, и вы решитесь попробовать какую-нибудь опасную игру с применением наручников и хлыста, заранее условьтесь о знаке, по которому эта игра немедленно прекратится.
• Сапфо
Сапфо или Сафо, как часто называют эту греческую поэтессу, родилась в VII веке до н.э. Ее образ овеян легендами, среди которых есть романтические предания и пошловатые анекдоты. Наш век так прочно связал ее имя с лесбийской любовью, что даже сам корень слова „лесбиянка"
оказался образованным от названия острова Лесбос — ее родины. Сапфо действительно любила женщин, а именно своих незамужних подруг. Но этим сказано далеко не все. В городе Митилини на Лесбосе, где прошла большая часть ее жизни, Сапфо, собрала вокруг себя кружок знатных девушек, которых обучала танцам, музыке и, конечно же, стихосложению. Когда подруги выходили замуж и покидали кружок, Сапфо создавала для каждой из них свадебные песни — эпиталамы. Дошли до нас и ее исполненные страсти и нежности стихи, обращенные к этим девушкам. Каждый понимает в меру своей испорченности. Наступит время, когда эти стихи превратятся в своего рода обвинительный документ, с помощью которого многочисленные умники возьмутся доказывать, что Сапфо была первой лесбиянкой Земли. Так ли это в действительности — мы никогда не узнаем, потому что каждая женщина, вероятно, может вспомнить какую-нибудь подругу или даже школьную учительницу, в которую в свое время была целомудренно, однако по-настоящему „влюблена" и переживала те же самые чувства, которые испытывает женщина в отношениях с мужчиной: тоску в разлуке, ревность, волнение при встрече… Нам же известно, что у Сапфо была дочь Клеида (стихи, посвященные ей, тоже сохранились, но их, в отличие от „лесбийского" цикла, мало кто знает), а с другим легендарным поэтом с Лесбоса, Фаоном, ее связывала романтическая переписка в стихах. Сапфо писала на эолийском диалекте, большая часть ее стихотворений была предназначена для исполнения в сопровождении лиры. В историю мировой литературы она вошла не только как первая и на протяжении многих веков единственная женщина-поэт, но и как автор редких по выразительности и силе чувства стихотворений, тонко передающих нюансы человеческих чувств и жизнь окружающей природы. В античную эпоху
„золотокудрую Сапфо" называли десятой музой, в число ее подражателей вошли Гораций и Катулл. По имени Сапфо названа сапфическая строфа.
• Свободная любовь
Уже в благопристойном XIX веке любящие друг друга молодые люди иной раз предпочитали
жить вместе, минуя церковный обряд венчания. От традиционных внебрачных альянсов более раннего времени эти союзы отличало то, что мужчина видел в любовнице не презренную содержанку, а любимую и уважаемую подругу. Конечно, большинство этих одиозных для того времени пар принадлежали к богемной среде и осуждались добропорядочными буржуа. Однако уже в начале XX века многолетняя любовь невенчанных пар стала чем-то вполне привычным не только на страницах французских романов. У этого движения были не только практики, но и идеологи. Они полагали, что отказ от института брака позволит покончить с несчастными браками по расчету, разводами и проституцией, и, надо сказать, во многом были правы. Впоследствии смелая теория была взята на вооружение в Советской России, где брак на протяжении нескольких послереволюционных лет считался буржуазным пережитком. Однако по-настоящему идеи наших революционеров (по крайней мере, в области секса) поняли и разделили их внуки. В 60-е годы секс без ограничений был таким же атрибутом свободы, как джинсы и рок-н-ролл. Лозунг же прогрессивной молодежи гордо провозгласил, что „кто с одной и той же спит, в том истеблишмент сидит". Это был „золотой век" свободной любви — эпоха несколько наивная и глупая, но чем-то все-таки милая.
• Седина в бороду…
Мужчинам охотно прощается то, что не дозволено женщине. У мужчины могут быть морщины, седые волосы и даже голая, как коленка, голова — почему бы и нет, если это выглядит так же стильно, как у Юла Бриннера? При этом есть масса мужчин, которые до самой смерти не стареют еще и душой (телом —к они при этом могут за долгую жизнь и состариться, однако упорно стараются этого не замечать). В борьбе с молодостью они предъявляют свой опыт и умение ценить и беречь женщину так, как в наше время этого уже не делает никто. Им ничего не стоит приударить за ровесницей дочери или внучки — и, между прочим, иногда встретить взаимность. Известно, например, что многолетней возлюбленной Тютчева была соученица его дочери, а многие могут вспомнить и более современные примеры таких альянсов.
• Секс по телефону
Служба телефонного секса — эта своего рода аудиоразновидность стриптиза — появилась в нашем мире совсем недавно, что, надо сказать, весьма странно, поскольку голос способен возбуждать куда сильнее картин. Странно и другое: то, что практически все сотрудники славной службы — женщины, в то время как ушами любят преимущественно они же. А вот мужчины нередко используют эту услугу не по назначению, пользуясь тем, что минута „страстного" разговора стоит бешеных денег (как правило, офисы оказывающих подобные услуги фирм почему-то находятся в очень далеких странах). Это предоставляет возможность отомстить человеку, из квартиры которого можно в его отсутствие позвонить в „секс по телефону" и на пару часов положить трубку на стол. Почему трубку кладут на стол, а не прижимают трепетно к уху? А вот тут ничего странного уже нет. Потому что „сексуальные" фирмы часто халтурят и вместо живой рассказчицы абонент рискует нарваться на „страстный" автоответчик.
• Соблазнение
Искусству соблазнения можно посвящать трактаты, что и делалось на свете уже не один раз. Авторы этих трактатов исходили из твердого и непоколебимого убеждения, что соблазнить можно любую женщину — нужно лишь знать подход и постараться. Святая уверенность профессионалов „нежной науки" вызывает сегодня улыбку — отчасти снисходительную, отчасти же ностальгическую: ныне уже никто не относится к искусству любви и соблазнения с той серьезностью, с какой подходили к делу „любовных баталий" аристократы галантного века. Те могли провести целую жизнь, занимаясь теорией и практикой соблазнения, как делали, например, герои безнравственного и тонкого романа Шодерло де Лакло „Опасные связи".
Ну а мы не будем писать трактатов и ограничимся следующей информацией: самый оригинальный и одновременно самый примитивный способ соблазнить женщину был не так давно применен в немецком городе Кобленце, житель которого пробрался в спальню к жене своего друга и овладел ею в темноте. Как утверждают, женщина распознала мошенничество только на рассвете. Изобретательного „товарища" приговорили к восьми месяцам тюрьмы. Правда, в версию „обманутой" верится с трудом.
• Старая дева
Во времена, когда женщина рождалась, чтобы стать женой и матерью, более позорного для нее звания не было. Женщины легкого поведения пользовались, по крайней мере, хоть и сомнительным, но успехом. На старой деве как будто стояло клеймо с выжженной надписью „Я никому не нужна". К счастью, сегодня такого понятия больше не существует — прежде всего, потому, что совсем необязательно выходить замуж, чтобы любить и быть любимой, отчасти — благодаря огромному количеству женщин, сознательно предпочитающих вести самостоятельную жизнь, занимаясь карьерой и изредка встречаясь с мужчинами. Однако миллионы женщин, страдающих от сознания своей затянувшейся невостребованности, существуют сегодня так же, как и столетия назад. Далеко не всех из них можно отнести к классическому типу старой девы. Многие женщины, оставшиеся незамужними, не могут переступить воспоминаний о погибшем любимом или о давней несчастной любви. Жизнь других ломает изнасилование, жертвой которого они когда-то стали. Аналогичное действие на женскую психику могут оказать насилие в распавшемся браке или память о болезненной дефлорации. Нередко девушки не спешат замуж просто потому, что им нужны не мужчины, а женщины; скрывая это, они предпочитают жить в одиночестве. Однако чаще всего причина затянувшегося женского одиночества бывает куда более простой и знакомой: принцип „стерпится — слюбится" как-то не вдохновляет, а принцев в окрестностях — явный дефицит…
• Стриптиз
До XX века стриптиз был острой приправой, лишь время от времени появлявшейся в „меню" мужских развлечений прошлого. Однако изобрели его отнюдь не хозяева первого стрип-бара. Поскольку стриптиз стар, как сама одежда. Чем ближе к нашим дням, тем большей порочностью отдавали танцы при дворах королей, во время которых молоденькие фрейлины и десятки куртизанок со смехом лишались своих нарядов. Со временем наивная эпоха Возрождения, когда любая пирушка при папском дворе легко перетекала в оргию со стриптизом, ушла в прошлое, и вместе с нею ушли на нелегальное положение танцы без одежды. Они остались деликатесом для избранных — зато последние могли увидеть, даже раздевающуюся леди Гамильтон (по слухам, на ее пути в высший свет была и такая веха). В ту облагороженную эпоху уже немногим верилось в то, что стриптиз юных гетер не раз становился заключительным па их танцев в античную эпоху и что даже в средние века толпы народа могли свободно лицезреть танцы прелестных грешниц, одетых в костюмы Евы. Действительно, полуодетые женщины бились в танце в процессиях средневековых фанатиков и, точно следуя роли, обнажались перед толпой на представлениях религиозных мистерий. Правда, это не было стриптизом в классическом понимании слова: чаще всего средневековые танцовщицы обнажались не постепенно, дразня публику, а резко и решительно, даже с каким-то вызовом. В самом деле, откровенно демонстрировать процесс раздевания было не принято (исключения, разумеется, случались, но это была уже откровенная самодеятельность, сценой для которой служил трактир, а участниками — веселая подвыпившая компания во главе с девицей легкого поведения). Более серьезные танцовщицы былых времен, как правило, избегали заигрывания со зрителями. Ход мысли при этом выглядел примерно так: мол, я не для вас раздеваюсь, а так вижу себя в этом мире. Забавно, что похожую идеологию много веков спустя взяла на вооружение Мата Хари: стриптиз в качестве вдохновенного сбрасывания с себя одной детали одежды за другой был неотъемлемой частью ее представлений, выдававшихся ею за ритуальные танцы индийских жриц. Выступления Маты Хари имели громадный успех. Будущей шпионке, действительной или мнимой, по крайней мере, нельзя было отказать в сообразительности: ее танцы не отталкивали даже самых солидных парижан, дороживших своей репутацией, — представления-то были посвящены знакомству с культурой загадочного Востока! Как не взглянуть, тем более что исполнительница была так хороша собой, таинственна и почти совсем раздета. Интересно, что другая знаменитая танцовщица той же эпохи — Айседора Дункан — тоже не стеснялась танцевать с обнаженной грудью. Однако в отношении Айседоры говорить о стриптизе как-то даже неловко: для нее нагая грудь была таким же символом простоты и правды, как и босые ноги. Сегодня стриптиз давно не является редкостной специей — при желании он может стать основным блюдом. Выступления стриптизерок иной раз включаются даже в шоу-программу обычных молодежных дискотек. Неудивительно, что многие, удовлетворив первоначальное любопытство, быстро пришли к насыщению и начали относиться к стриптизу либо абсолютно равнодушно, либо с отвращением. Впрочем, последний случай вполне „излечим": нужно лишь однажды увидеть представления парижского кабаре „Crazy Horse", где, как уверяют знатоки, танцуют самые лучшие девушки Парижа. Дело в том, что стриптиз от парижских „бешеных лошадок" — это очень красиво, изысканно и талантливо.
• Супружеские обязанности
С древнейших времен половая близость супругов была не только их правом, но и обязанностью; правда, учитывались при этом, как правило, только желания мужа. Сегодня муж и жена равноправны в этом отношении. Беспочвенный, несмотря на настойчивость одного из супругов, отказ заниматься сексом может стать таким же основанием для развода, как и импотенция на почве алкоголизма, приобретенные на стороне венерические заболевания и замалчивание старых или новоприобретенных гомосексуальных наклонностей.
Интересно, что для женщин отказ от исполнения супружеских обязанностей нередко становился и остается действенным средством воздействия на непонятливого супруга. В комедии древнегреческого комедиографа Аристофана „Лисистрата" супружескую забастовку своим мужьям объявили сразу все афинские женщины, выступавшие против военных планов своих глупых мужиков. Как известно, женщины тогда добились успеха.