Николай Бурляев — из актерской семьи, хотя его отец и мать всю жизнь проработали простыми инженерами. Дед Диомид Бурляев и бабушка Татьяна Михайлова играли в театре еще до революции. Сын — Петр Бурляев — пойти по их стопам не решился, а вот внуки все же стали актерами, хотя младшему Коле это далось нелегко. Помогли люди, встретившиеся на его пути, будто следуя чьей-то высшей воле.
Кончаловский и Тарковский
Николай Бурляев и его старший брат Борис мечтали о сцене с детства, но в пятилетнем возрасте Коля впервые чуть было не распрощался со своей мечтой. Они жили тогда в большой коммунальной квартире, и проходя однажды по ее длинному коридору, Коля едва не умер от страха: 15-летний сын соседей выскочил из-за угла и сильно его напугал. После этого случая Коля стал сильно заикаться — какая уж тут может быть сцена? Тем не менее, однажды братья Бурляевы вместе пришли на пробы картины «Урок истории». Роль досталась Борису, а Николай окончательно убедился, что актера из него не выйдет. Но у судьбы было на этот счет иное мнение.
Без страха и упрёка (1962)
Как-то раз на улице к нему подошел незнакомый парень — представился студентом ВГИКа и предложил сняться в своем дипломном фильме. Осторожный Бурляев даже спросил его документы — и тот со смехом достал студенческий билет. «Андрей Михалков», — было написано в корочках. Скоро вся страна узнает его под именем Андрона Кончаловского. Для Николая Бурляева он стал первым учителем в будущей профессии. Фильм «Мальчик и голуби» приняли очень тепло, а талантливого парня заметили в актерской среде. Скоро Бурляев уже играл в спектакле «Ленинградский проспект» в театре им. Моссовета, перестал заикаться на сцене и почувствовал уверенность в себе. Когда Кончаловский позвонил снова, Коля обрадовался — сниматься в кино ему очень понравилось.
На этот раз его пригласили на пробы в картину Тарковского «Иваново детство». Так к 16 годам в активе «мальчика-заики», как он сам о себе отзывался, была работа с двумя легендарными русскими режиссерами. Оба фильма получили призы на Венецианском кинофестивале, а Бурляев — путевку в актерскую жизнь.
Варлей и Бондарчук
Наталья ВарлейЕму 20, ей 19. Оба талантливы, красивы и уже известны: Бурляев — своими работами в кино и театре, Наталья Варлей — ролью Нины в недавно вышедшей «Кавказской пленнице». На нее, артистку цирка, слава обрушилась так неожиданно, что она оказалась к ней не готова. После выступлений ей приходилось осторожно выходить из цирка через черный ход, а еще научиться отказывать различным высокопоставленным «поклонникам». Николай Бурляев был не из таких. Он очаровал ее с первого дня знакомства и окончательно покорил, когда встретил у того самого черного входа — замерзший и с букетом едва живых цветов. Этот жест Наталья оценила по достоинству. Проводив ее до дома, Бурляев остался на ночь, и вскоре сделал предложение.
Мало кто готов к семейной жизни в таком юном возрасте, и еще меньше к ней готовы постоянно гастролирующие артисты. У Натальи и Николая категорически не совпали взгляды на досуг: жена не понимала его любви к шумным актерским посиделкам, скандалила, уходила из дома. Через год брак затрещал по швам.
Наталья Бондарчук Фото: РИА Новости/ Борис Кауфман
Совсем другими получились отношения Николая с Натальей Бондарчук. Дочь знаменитого режиссера была с ним рядом 17 лет, родила двоих детей и всегда поддерживала в профессии. «Мы с Наташей оба любили Тарковского. Именно это чувство нас объединило, а вскоре отношения стали близкими», — говорит Бурляев о своей второй жене. Их отношения остались дружескими и после развода. Актер сыграл в двух фильмах, которые Наталья сняла в качестве режиссера — «Любовь и правда Федора Тютчева» и «Гоголь. Ближайший». Дети пошли по стопам родителей, выбрав творческие профессии: сын Иван стал композитором, а дочь Мария — актрисой, несмотря на сопротивление со стороны отца.
После второго развода Николай решил, что ему нужна «не актриса, а жена». И вскоре она нашлась.
Главная в доме
Николай Бурляев, Инга Шатова, Дарья Бурляева
С Ингой Шатовой он познакомился, работая на Международном кинофестивале славянских и православных народов «Русский витязь» в 1992 году. Выпускница ГИТИСа, она училась на одном курсе с Андреем Звягинцевым и считалась талантливой и перспективной актрисой. Но начать успешную карьеру в 90-е было непросто — хороших ролей просто не предлагали. И Инга попала в команду организаторов «Русского витязя».
Бурляев, по собственному признанию, долго к ней приглядывался, прежде чем решиться на активные действия. Когда они, наконец, поженились, Инга целиком посвятила себя дому и детям. «Наш дом — это ее царство. Я могу иной раз делать вид, что главный в доме, хотя хорошо знаю, кто им является у нас на самом деле», — говорит Николай Петрович. В его семье теперь царит долгожданная идиллия: каждый занимается тем, что любит, уважая и прислушиваясь к мнению другого.
Детство Бемби (1985)
Игрок (1972)
Камила (1980)
Легенда (1970)
Мальчик и девочка (1966)
Трын-трава (1976)
Уик-энд с убийцей (1992)