Здорового загара не бывает — так утверждают дерматологи. Мы недополучаем солнца, но из-за него же рискуем заболеть раком кожи! Правда ли защищают средства от загара? Что делать, если все же обгорела?
Вместе с коллегами из научно-популярной программы «Чудо техники с Сергеем Малозёмовым» на телеканале НТВ мы изучили самую горячую летнюю тему!
Обгорать опасно
Наука подтверждает — один солнечный ожог увеличивает риск возникновения меланомы (самого опасного рака кожи) вдвое. Например, в Австралии, где высокая солнечная активность и живут в основном люди со светлой кожей, самый высокий уровень заболеваемости меланомой в мире. Загар — это защитная реакция организма на ультрафиолетовые лучи. Специальные клетки — меланоциты — производят пигмент — меланин (ответственный за потемнение). Его называют природным фильтром — он способен задерживать не видимый глазом, но опасный ультрафиолет. У большинства из нас меланина мало (цвет покровов светлый), и поэтому, чтобы уберечь ДНК клеток от повреждений, врачи настоятельно советуют использовать солнцезащитные средства.
Некоторые солнцезащитные средства — под запретом!
Но что в их составе? Как сигнализируют экологи, оксибензон и октилметоксициннамат, попав с остатками кремов в океан, оседают на кораллы, повреждая их. Поэтому в американском штате Гавайи — впервые в мире! — приняли закон, запрещающий продажу защитных средств с таким составом. Другой ингредиент — авобензон — в хлорированной воде распадается на соединения, способные нарушить работу печени и почек. Впрочем, какая концентрация для этого нужна — ученые пока выясняют. Но в любом случае: все эти риски — ничто по сравнению с опасностью заболеть меланомой — а если не мазаться, то это, увы, вполне реально.
Крем с «двойной» защитой — лучше!
Весь вопрос в том, какое средство выбрать? Чем светлее кожа и чем хуже к ней «прилипает» загар, тем надежнее нужна оборона. Буквы SPF на упаковке — это первые буквы английских слов Sun Protection Factor — «фактор солнечной защиты». Но тут есть тонкости. Большинство кремов защищают только от ультрафиолетовых лучей спектра В, которые проникают в верхний слой кожи и вызывают ожог. SPF 15 не пускает примерно 93 процента этих лучей — оставляя только одну пятнадцатую — отсюда и цифра на упаковке. SPF 30 уже блокирует 97%, а SPF 50 — 98%. Важно, что далеко не все кремы останавливают ультрафиолетовые лучи спектра A. Это длинные волны, которые повреждают глубокие слои кожи и служат основной причиной не ожогов, а меланомы. Лучи проникают сквозь облака и даже стекло, так что здоровье офисных сотрудников, работающих у окна, тоже под угрозой. Поэтому лучше, чтобы на упаковке были аббревиатуры UVA и UVB — это означает двойную защиту. Чтобы рассчитать, крем с какой цифрой необходим — нужно знать, какой у тебя фототип — всего их шесть, первый — у людей с совсем светлой кожей, шестой — у коренных жителей Африки. Для примера возьмем первый тип кожи. Даже во время невысокой солнечной активности (до 10 утра и после 16 часов) с таким типом можно находиться без защиты только 10 минут. А средство SPF 50 позволит не обгореть 500 минут (время, умноженное на коэффициент) или чуть больше 8 часов. И защиту надо обновлять каждые 2 часа. Особенно если ты искупалась — большинство водостойких средств не могут пережить даже одного захода в воду.
Сметана при ожоге — не помощник
Ну, а что делать, если все-таки обгорела? Многие по традиции пользуются сметаной — она приятно охлаждает и снимает боль. Врач дерматолог-косметолог Ирина Кулакова говорит, что эффект есть, но краткосрочный: «В кефире, в сметане содержатся кисломолочные бактерии и молочная сыворотка. И именно молочная сыворотка становится тем регенератом, который способствует снятию немножко воспалительной реакции и заживлению кожи». Но эффект краткосрочный — сметана застывает жирной пленкой, не давая больным клеткам обновляться, и ухудшает терморегуляцию. При солнечном ожоге, по науке, надо сделать так: первым делом кожу охладить, принять душ или приложить мокрое полотенце. Использовать лед нельзя — он может обморозить. После этого нанести аптечное средство от ожога на основе пантотеновой кислоты.
Новые родинки — плохой знак
И обязательно — после ожогов надо проверять состояние родинок — потемнение или изменившаяся форма могут быть признаком меланомы. Врач косметолог-дерматовенеролог Елена Губанова напоминает, что без солнцезащитного средства на пляже лучше не появляться: «Риску развития злокачественных новообразований в первую очередь подвергаются люди, которые много загорают и не используют фотозащитные фильтры». Если родинок много, загар вообще противопоказан! И от солнца нужно защищаться не кремами, а одеждой. Этот безотказный способ, кстати, активно практикуют отпускники из Китая. Там придумали специальный купальник для лица — фэйскини — с прорезями для глаз и рта. А еще команда «Чуда техники» недавно тестировала купальник «для загара» — он должен был позволять загорать без следов от купальника, а получилось, что и следы от него остаются, и вредные лучи он пропускает, да и вообще — выглядит неприлично прозрачным. Так что крем от солнца — пока лучший вариант.
Смотрите программу «Чудо техники» по воскресеньям в 11:05. Проект расскажет о новейших научных разработках и технологиях, которые способны поменять или уже меняют нашу жизнь. Автор проекта Сергей Малозёмов всегда в курсе последних научных исследований и одним из первых узнает о значимых открытиях. Специально для зрителей НТВ он вместе с экспертами и героями испытывает современные бытовые приборы, кухонную технику, электронные гаджеты, а также изучает новые медицинские разработки.