Автор блога Let’s Fly to Paris Рената Ибрагимова заглядывает в историю русского костюма, чтобы обнаружить там несколько предвестников современных глобальных трендов.
Так уж повелось в фэшн-мире: когда появляется какой-нибудь универсальный тренд, он сразу уходит в массы. It-girls, блогеры, модники, знаменитости — пойди найди тех, кто не поддался той или иной тенденции. К примеру, поутихший тренд на платья поверх футболок.
Многие радуются — мол, наконец-то, к чему эти ночные сорочки носить, да еще и с футболками? Будто этой манеры не было еще в 90-х… Но я тут решила копнуть глубже и поймала себя на мысли, что это сочетание уж очень русское и ассоциируется со старым добрым сарафаном. Носить платье поверх рубах — настоящий старинный славянский тренд.
Первое упоминание сарафана (слова, кстати, с персидскими корнями) зафиксировано в 1376 году в Никоновской летописи. Так называлась длинная мужская распашная одежда. C XVII века сарафан перекочевал в женский гардероб и с этого момента стал неотъемлемой частью русского народного костюма.
У каждого региона были свои популярные фасоны, многие из которых, кстати, странствовали вместе с переселенцами. Впрочем, можно выделить четыре основных фасона:
- туникообразный (состоящий из двух полотнищ, без шва);
- косоклинный (два полотнища спереди и одно сзади, со швом спереди);
- прямой или московский — самый популярный крой (состоящий из нескольких цельных кусков ткани, собранных сверху в мелкие складки);
- и — сарафан с лифом (состоящий из пышной юбки и плотно прилегающего лифа).
Сарафан отличался удобством и красочностью. Яркие и пестрые, чаще всего они были сшиты из материи красных, коричневых, желтых и синих цветов. В качестве декора выбирали пуговицы, галуны, кружева и, конечно же, вышивку, над которой трудились сами обладательницы наряда. Таким образом предмет гардероба становился самостоятельными шедевром, воплощающим в себе различные примеры традиционного русского декоративно-прикладного искусства.
Самобытный и аутентичный, сарафан стал табу для высших сословий в период петровский реформ. К счастью, Екатерина II решила вернуть сарафану былую значимость и популярность, а позднее указ Николая I сделал сарафан одним из парадных одеяний придворных дам (не забываем и о волне патриотизма, поднявшейся на фоне войны с Наполеоном).
В итоге эти наряды имели не так много общего с исконно русским допетровским сарафаном, скорее, это была фантазия на тему. Так, казалось, и дожил бы сарафан до наших дней, но, увы, пришла революция, и этот предмет гардероба стал историей, превратился в музейный экспонат.
В чем же прелесть сарафана? Наверное, в его простоте и в том, что он несет в себе наследие декоративно-прикладного искусства наших родных земель. Кружева, которыми украшали сарафаны, ленты, сама ткань — все делалось вручную, а многовековые традиции рукоделия передавались из поколения в поколение. Украшающие ткани узоры обязательно несли определенный смысл и оставались тихим, но отчетливым отголоском языческого прошлого. А еще фасоны и традиции сарафана отличались в каждом регионе, что создавало дополнительную связь с предками. Все это делает сарафан не простым предметом гардероба, а памятником культуры и носителем ценной информации.
Интересно, как бы сложилась судьба русского сарафана, если бы не указ Петра I о европеизации одежды? Многие страны в погоне за европейскими стандартными потеряли свою связь с традиционном костюмом, и это по‑настоящему грустно. Каким-то чудом уцелел индийский костюм во всех своих ярчайших проявлениях — и это при колониальном гнете. В других азиатских странах традиционные наряды иногда надевают по праздникам и особым случаям. Также дизайнеры с большим старанием адаптируют национальную одежду под современные модные требования. У нас как-то не задалось. Но, возможно, еще не все потеряно, и когда-нибудь найдутся энтузиасты, которые вернут сарафану былую славу.
Рената Ибрагимова, Let’s Fly to Paris