Маргарита Терехова
Одна из тех, без кого невозможно представить советский кинематограф, — Маргарита Терехова. На этой неделе любимой актрисе нескольких поколений исполняется 76 лет (25 августа — день ее рождения). К сожалению, Терехова давно не снимается, сейчас она сосредоточена на своем здоровье, но в нашей памяти продолжают жить героини, которых она исполнила в культовых картинах.В прошлом Маргарита Терехова — признанный секс-символ отечественного кино, при этом считавшаяся самой загадочной актрисой советского экрана. Режиссеры, работавшие с ней, говорили о ее “отрицательном обаянии” — умении быть одновременно притягательной и отталкивающей. Какие фильмы нужно посмотреть, чтобы убедиться в том, что Терехова — настоящая дива нашего кино? Рассказываем в нашем материале.
“Бегущая по волнам”
В одной из первых своих ролей Маргарита завораживающе хороша: чего стоит одна только сцена, в которой ее героиня является к главному герою в образе видения.
25-летняя актриса, недавно окончившая студию при Театре имени Моссовета, к моменту съемок успела сыграть лишь в одном фильме. Позднее роль Биче Сениэль (и одновременно Фрези Грант) из “Бегущей по волнам” критики признали одной из лучших в биографии Тереховой. Здесь она играла мягкую и добрую девушку — в противовес своим более поздним и более знаменитым персонажам.
Советско-болгарская драма была снята по мотивам классического произведения Александра Грина. Главную мужскую роль играл болгарский актер Савва Хашимов, с которым у Тереховой начался роман. Ради новой любви актер оставил семью, они с Маргаритой поженились, и у них родилась дочь Анна. Это был второй брак актрисы, и продлился он всего два года.
Что касается фильма, то его по сей день видели не так много зрителей: лента долгое время была запрещена, поскольку сценарий написал драматург и поэт Александр Галич, находившийся в 60-е в немилости у властей.
“Зеркало”
Легко ли представить, чтобы какая-нибудь из сегодняшних киношных красоток согласилась бы сниматься без макияжа? А Терехова пошла на это, поскольку легендарный Андрей Тарковский пожелал видеть ее в кадре практически без грима. Говорят, оператор Георгий Рерберг, прежде чем начать съемку, каждый раз проверял, нет ли какой-либо косметики на лице актрисы: нужно было добиться максимальной естественности.
После выхода фильма Терехову стали называть “актрисой Тарковского”, а сама она, как говорят ее знакомые, уже не могла себе позволить сниматься “в чем попало”. С Тарковским у нее были особые отношения, оба даже называли это чем-то вроде влюбленности, хотя о романе речь не шла. По словам актрисы, режиссер был для нее “учителем, полубогом”, к тому же он был несвободен.
“Монолог”
Снявшись в драме “Монолог”, Маргарита Терехова доказала свое умение перевоплощаться. Режиссеры, снимавшие ее, рассказывают, что она всегда отказывалась от грима, передающего возраст. По мнению актрисы, “помолодеть” или “состариться” можно, если полностью вжиться в образ. Так, в “Монологе” она сначала играла 17-летнюю девушку, потом ее героине около 25, а в финале она уже уставшая от всего 40-летняя женщина. В реальности же ей было 30.
Удивительно, но звезде действительно удавались подобные перевоплощения, и у нее были свои рецепты (к примеру, недосып помогал выглядеть старше). В дальнейшем она вновь играла героинь намного более почтенного возраста, чем ее собственный:
Старость не играется гримом, она идет через глаза и через руки,
— уверена Терехова.
“Расписание на послезавтра”
Настоящей кинодиве не страшно примерять на себя не только роли роковых красавиц и соблазнительниц, но и совершенно обычных женщин. В “Расписании на послезавтра” Терехова играла учительницу литературы, но по тем временам (фильм вышел в 1978 году) выглядела вполне модно.
“Синяя птица”
В фильме совместного производства СССР и США Маргарита Терехова оказалась в компании голливудских звезд: в ленте 1976 года снимались Элизабет Тейлор, Ава Гарднер и Джейн Фонда. Понятно, что Терехова была в данном случае “нашим ответом Голливуду” — и вполне достойным. Играла актриса… молоко: по сюжету ленты жанра фэнтези героям в руки попал волшебный алмаз, с помощью которого можно было очеловечивать предметы и явления — огонь, ночь, молоко, сахар и так далее.
“Собака на сене”
Среди самых всенародно любимых героинь Тереховой — графиня де Бельфлер из “Собаки на сене”. Кстати, даже сами создатели фильма не ожидали, что у комедии по пьесе Лопе де Вега будет такой успех. Прошло уже больше 40 лет, а фильм по-прежнему часто показывают по ТВ, а зрители каждый раз его смотрят.
Во время съемочного процесса Маргарита Терехова, как говорят очевидцы, нередко спорила с режиссером Яном Фридом, и ему не раз приходилось идти на уступки, так что в образ своей героини актриса внесла собственные коррективы. Так, например, в сцене, где ее героиня Диана дает пощечины персонажу Михаила Боярского, режиссер хотел, чтобы актриса едва касалась лица партнера. Терехова же уверяла, что зрители не поверят, если это не будет по-настоящему, и била Боярского с такой силой, что у него пошла кровь и выступили слезы. К слову, с Боярским актрисе тоже приписывали роман, но оба говорят, что это лишь фантазии прессы и поклонников.
“Давай поженимся”
От костюмных исторических проектов Маргарита Терехова легко переходила к фильмам о повседневной действительности. “Давай поженимся” — не самый известный из ее фильмов, но образ ее героини Елены оказался близок множеству советских женщин. Как и сама звучащая в ленте идея о том, что найти счастье можно в любом возрасте.
“Кто поедет в Трускавец?”
Этот фильм снимался одновременно с “Собакой на сене”. “Невероятно женственная” — самый частый эпитет, которым зрители описывают образ ее героини в ленте “Кто поедет в Трускавец?”. Кстати, у главных героев даже нет имен, фильм — это что-то вроде лирической зарисовки о жизни.
“Д’Артаньян и три мушкетера”
Роль Миледи Винтер смело можно назвать самой звездной в фильмографии Тереховой. Режиссер Георгий Юнгвальд-Хилькевич собирался отдать роль другой актрисе — Елене Соловей, но та отказалась от участия в проекте из-за беременности — буквально за неделю до съемок. Сейчас нам сложно представить в образе Миледи кого-то кроме Маргариты Тереховой, а тогда режиссер предложил сыграть эту героиню своей старой знакомой только потому, что все остальные претендентки ему категорически не нравились, а времени на раздумья не было.
Терехова вновь “подправила” образ героини по своему вкусу, сделав ее гораздо более дерзкой и жесткой, чем предполагал сценарий. Но и самой актрисе по желанию режиссера пришлось пойти на некоторые жертвы: ее волосы буквально сожгли, поскольку перед съемками приходилось каждый раз делать химическую завивку — Юнгвальд-Хилькевичу хотелось, чтобы у Миледи была роскошная копна кудрявых волос.