Этот текст был написан в конце первого – «экспериментального» года (в 2017 году). После этого было еще несколько «заходов» в школу и обратно. В целом основные плюсы остались теми же. Насчет минусов судить сложно: кто знает, было бы хуже или лучше, останься дети в школе. Сами они оценивают этот опыт положительно. Итак, как все началось.
Содержание статьи
1. 1. Почему мы перешли на заочное обучение 2. 2. Как устроено обучение на дому 3. 3. Как устроен учебный день на домашнем обучении 4. 4. Было ли страшно уходить из школы? 5. 5. Было ли тяжело учить детей самостоятельно? 6. 6. Преимущества обучения дома 7. 7. Главное приобретение — отношения с детьми 8. 8. Кому подходит домашнее и заочное обучение 9. 9. Всем ли подходит заниматься через платформу? 10. 10. Что будет дальше
Скрыть
Вот и закончился наш экспериментальный год на заочном обучении. Я обещала подробно рассказать. Старалась кратко, получилось ужасно длинно, и все равно, кажется, еще есть чего добавить. Итак.
0
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
1. Почему мы перешли на заочное обучение
Во-первых, дети (11 и 12 лет, мальчики) занимаются спортом, у них ежедневные тренировки, у них игры, у них много сил, времени и энтузиазма на это уходит, и последний школьный год был очень мучительным в плане совмещения. Необходимость все время как-то разруливать проблемы с седьмыми уроками, с классными часами, дежурствами, репетициями (для участия в обязательном межшкольном конкурсе космических проектов), с домашними заданиями и так далее, утомляла до глубины души.
Плюс к этому отношение к спорту (и вообще внешкольным занятиям) у наших педагогов отчетливо недружелюбное, все отпускания с уроков сопровождались напоминаниями про то, что школа важнее, что «без футбола обойдетесь, а без уроков — нет». Бывало и вовсе, что мы договорились с учителем, что ребенка не будут задерживать, а его задерживают и еще и позвонить не дают. В общем, скрип и скрежет почти каждый день.
0
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Во-вторых, у нас явно сложились индивидуальные учебные потребности. Одному ребенку в школе было слишком легко, и он там скучал и деградировал, имитируя учебу. Другому — тяжело, и постепенно проблем накопилось очень много. В том числе развившаяся у меня идиосинкразия на вот это все: «Не сделал домашнее задание!» (на самом деле сделал, но неидеально), «Не выучил стих!» (учил и старался, но рассказывает плохо, от волнения впадает в ступор), «Не принес тетрадь!» (принес, но не нашел в рюкзаке, или не принес — но за что, блин, двойка?).
У старшего весь дневник и все тетради исчирканы красной пастой, двойками в полстраницы, истерическими комментариями, угрожающими восклицательными знаками (я кое-что сохраню из тетрадей — на память о его мужестве, честное слово. Чтобы он понимал, что не он был в этом виноват, что люди, работающие в школе, далеко не всегда адекватны, что он молодец, что сохранял оптимизм даже рядом с их истериками).
0
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
0
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Короче говоря, когда возникла внешняя необходимость (несовпадение по тренировкам), внутренняя тоже оказалась готова.
Прошлым летом, когда что-то нужно было решать, моя подруга Дина Голощапова в десятый раз рассказала о том, как они с детьми перешли на обучение «через Битнера». Алексей Битнер — новосибирский предприниматель от образования, который разработал сайт-тренажер extern-office.net, который позволяет поддерживать заочное обучение, а также посредническую схему между родителем, учеником и школой. (Примечание: после этого мы освоили и ИнтернетУрок, и «Фоксфорд», и пока остаёмся на последнем.)
2. Как устроено обучение на дому
С помощью «Экстерн-офиса» мы прикрепились к одной из школ-партнёров, в которых учителя принимают у детей экзамены дистанционно, письменно (под камеру), раз в год по одному предмету, по строго очерченному кругу вопросов. «Тренировать» ответы на вопросы как раз можно на сайте-тренажере. Все обучение — на родителях и самом ученике. Можно нанять репетиторов по отдельным предметам.
0
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
3. Как устроен учебный день на домашнем обучении
По-разному, в зависимости от предмета. Например, географию, историю, биологию осваивали так: смотрели вечерами интересные документальные фильмы (в основном BBC, но внезапно в ход пошел и Arzamas), читали книги, рисовали схемы. А на день было задание — пройтись по соответствующим главам в учебнике и ответить на вопросы на тренажере. Русский и математику я объясняла на примерах утром до работы или вечером, а днем дети делали задания на сайте или в тетради. Для английского мы подружились с замечательным человеком – актрисой и репетитором, и она два раза в неделю (чаще по скайпу, но иногда и лично) занималась с мальчиками несколько месяцев — исключительно результативно.
0
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
0
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
4. Было ли страшно уходить из школы?
О да)) Страшно было до начала, как оно все пойдет, и страшно было первый месяц, когда я видела, что мы не умеем учить, дети не умеют учиться, у нас ничего не получится и на кой черт нам сдались эти галеры. Потом страх ушел, наступили будни.
5. Было ли тяжело учить детей самостоятельно?
Очень. Мы не успевали объяснять, не успевали выстраивать учебный день, дети врали, что занимались, а на самом деле – нет, приходилось контролировать больше, чем я рассчитывала, приходилось погружаться в каждую учебную тему с головой.
Но к середине года стало понятно, что мы освоились, что контроля нужно все меньше, что дети научились и сами немного выстраивать свой день, почувствовали ответственность, ориентируются в учебном плане, понимают, что для них значит тот или иной объем темы, стали выдвигать свое видение графика экзаменов — к этому я уже готов, а на этот мне нужно еще две недели.
0
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Это конечно поразительно, что школа, при том что учиться в ней труднее, дает гораздо меньше в смысле вот этих личностных качеств.
6. Преимущества обучения дома
Их много.
Начну с самого простого и приятного: детям не надо было вставать в 7 утра и сидеть в школе полдня. Спать можно было до 10 часов (и средний сын, например, наконец-то стал похож на человека по утрам, и эффективность его очень возросла), а заниматься — сидя, лежа, с котом под мышкой и яблоком во рту. Более того, заниматься можно не только дома, но и в гостях, и в машине, и если вам вдруг внезапно приспичило уехать посреди учебного года в гости к дедушке и бабушке — там тоже можно.
0
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Индивидуальный план и темп для каждого. Тему осваивали столько, сколько нужно. Учились не по всем предметам сразу, а несколько недель сосредоточивались на одном-двух. Затем сдавали экзамен — и переключались на следующий. Можно идти и параллельно, занимаясь, как в школе, всеми предметами сразу. Можно сдать все экзамены за полгода и отдыхать, а можно вообще за год пройти два класса.
0
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Глубина знаний. Это конечно, очень субъективно, но мне кажется, дети за год усвоили больше, чем это получилось бы в школе. И потому что было время на более панорамное знакомство с темой. И потому что мы с их отцом (сам себя не похвалишь…) очень старались, выстраивая логические цепочки внутри материала, дополняя какой-то неучтенный планом контекст. Потому что время от времени (не буду врать, что всегда) их захватывало и хотелось узнать и спросить больше. Но даже если это не так (с глубиной), я все равно не разочарована.
0
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Любой экзамен можно было не отправлять, если во время сдачи ты видел, что ученик твой пока не готов, сделал больше ошибок, чем нужно, или вообще забыл какую-то тему. В этот момент можно было нажать кнопку «отменить экзамен» — и дать ему еще пару-другую дней или даже недель.
Отсутствие ежедневных оценок. Мы могли ругаться из-за того, что не сделан какой-то объем заданий, то есть за имитацию учебы или за откровенную халтуру, но не оценивали критически усвоение материала. Просто фиксировали время от времени: вот сейчас ты здесь, вот это ты уже знаешь-понимаешь. Вот это — пока нет. Исчезла эта ежедневная пытка замечаниями и двойками, от которых я не знала, как избавиться.
0
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Отсутствие ежедневной домашней работы, которую нужно сделать вот в таком объеме, непременно сегодня вечером (после школы и тренировки на улице у детей и после нашей работы) и непременно правильно.
Я не была в родительском вотсапе круглосуточно по самым идиотским вопросам (думаю, подробнее объяснять не нужно). Я не ходила на бессмысленные родительские собрания. Не стирала (ну это машинка, хорошо) и не гладила 10 рубашек и две пары брюк в неделю. Не покупала халат для трудов, который не используется. Сменку, которая теряется. Не нервничала из-за туалета этого чертова без дверей (дети не ходили в него, а деньги на бумагу мы сдавали). Не думала о запрете бегать на переменах и разрешении сидеть на переменах в планшетах и так далее. Короче, когда я ехала домой после работы и слышала рядом телефонный разговор какой-нибудь замотанной мамы, которая жаловалась, что ей сейчас делать с ребенком домашку до двенадцати и лепить поделку, и какие все сволочи и гады, я чувствовала себя бесконечно счастливой.
0
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
0
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ