Сюжеты классической живописи далеко не так невинны, как может показаться на первый взгляд. Чтобы убедиться в этом, загляни в наш список.
18+
«Неосторожность Кандавла»
Уильям Этти (1830)
Полное название картины — «Кандавл, царь Лидии, украдкой показывает свою жену Гигу одному из своих слуг, когда она ложится в кровать» — совершенно не оставляет простора для фантазии. Основой сюжета картины послужила сцена из Геродота «История». Царь Лидии Кандавл хотел похвастаться красотой своей жены Нисы и предложил своему телохранителю Гигу подглядеть, как супруга будет разоблачаться.
Но Ниса заметила Гига и потребовала убить либо себя, либо Кандавла. Гиг, не нашедший, что на это возразить, выбирает второй вариант, убивает царя и занимает его место.
Идея картины для XIX века была вполне новаторской. Этти хотел подчеркнуть, что женщины не имущество и всякий, кто нарушит их права, должен быть наказан.
Картина выставлялась в 1830 году в Королевской Академии и сразу же была раскритикована, будучи воспринятой как циничная комбинация порнографического изображения и неприятного сюжета, насилия и аморальности.
«Леда и лебедь»
Франсуа Буше (1740), Микеланджело (1529)
Буше предложил самую откровенную трактовку известного античного сюжета, согласно которому повелитель богов Зевс является к прекрасной Леде в облике лебедя.
Эротический мотив неоднократно привлекал внимание гравёров эпохи Возрождения.
В начале XVI века три великих художника Возрождения Леонардо да Винчи, Микеланджело и Корреджо создали картины с таким сюжетом. До наших дней сохранилась только последняя, да и то в обновленном виде, потому что герцог Орлеанский в припадке безумия исполосовал ее ножом.
Леонардо изобразил Леду, стоящую в обнимку с чёрным лебедем, тогда как у их ног ползает вылупившееся из яиц потомство. Сохранилось также несколько копий картины.
Микеланджело оказался более откровенным в своих трактовках, чем да Винчи, и изобразил Леду не после секса, а непосредственно в процессе.
«Авиньонские девицы»
Пабло Пикассо (1907)
Это первая картина «кубического периода» Пикассо. Вдохновение художник черпал из картины Поля Сезанна «Купальщицы». Первое название картины — «Философский бордель». По одной из версий, сюжет картины навеян реальным борделем в барселонском Готическом квартале. На картине пять раздетых женщин в откровенных раскрепощенных позах как будто дожидаются встречи с клиентом.
Это далеко не самая откровенная картина Пикассо — художник посвятил несколько своих полотен теме борделей и продажной любви.
«Брошенная кукла»
Сюзанна Валадон (1921)
Французская художница получила известность в том числе благодаря своим честным и противоречивым полотнам, изображающим обнаженных женщин.
Героиня этой картины — девочка с детской еще прической, большим бантом и куклой у ног, но при этом у девочки уже сформировавшаяся грудь и далеко не детские формы. Открытым остается вопрос о сюжете картины: кто сидит рядом с ней — мать ли это, вытирающая дочь после купания, или хозяйка борделя, которая готовит девочку к первому сексу. Сама художница не дает намека, который позволил бы уловить смысл картины.
«Арабский рынок наложниц»
Жан-Леон Жером (1866)
Французский художник неоднократно посещал Ближний Восток. Его картина посвящена женщине-рабыне, идее похотливого доминирования мужчины над женщиной.
«Великий мастурбатор»
Сальвадор Дали (1929)
Перед нами деформированное лицо, повернутое вниз. Из области шеи поднимается женская фигура, напоминающая музу художника Галу. Ее рот тянется к мужским гениталиям, скрытым под тонкой тканью. А прямо под перевернутым лицом сидит саранча — насекомое, которого художник очень боялся.
«Великий мастурбатор» отражает двойственное отношение самого Дали к сексу. Он рассказывал о случае, когда его отец оставил на пианино книгу с фотографиями гениталий, поражённых венерическими заболеваниями. Дали они так шокировали, что он стал ассоциировать секс с гниением и разложением.
«Похищение дочерей Левкиппа»
Питер Пауль Рубенс (1618)
Другое, более смелое и прямолинейное название картины — «Изнасилование дочерей Левкиппа». Страстный и агрессивный сюжет картины — миф о братьях Диоскурах, сыновьях Зевса и Леды, Касторе и Поллуксе, которые похитили дочерей царя Левкиппа Гилаиру и Фебу. Из-за похищения девушек, уже обещанных другим женихам, между Диоскурами и Афаретидами разгорелась ссора, которая привела к смерти братьев. Хотя по другой версии, все было совсем наоборот: братья остались живы, а Афаретиды погибли.
«Монах в кукурузном поле»
Рембрандт (1646)
Тот, кто знаком с творчеством Рембрандта, удивится настолько откровенному полотну старого мастера, обычно очень сдержанного и не склонного писать обнаженную натуру. Размер изображения очень невелик, в центре композиции — нечестивый монах, нарушающий целибат с молочницей. Недалеко от пары — фермер с серпом, намекающий на то, что блаженство влюбленных скоро кончится.