Константин Хабенский в большом интервью «Домашнему Очагу» — о том, как он учился в школе, почему уроки жизни не менее важны, чем математика, и что происходит, когда дети встречают тех, кому они помогли.
Наталья Родикова: Константин, мы договорились об интервью, чтобы накануне сентября успеть рассказать про акцию вашего фонда «Уроки добра». Что это за акция, что в ней главное и как она началась для вас?
Константин Хабенский: Главное, что дети помогают детям. Для меня история началась несколько лет назад. Я записывал видеообращения в сетях, чтобы первоклашки и другие школьники не тратили деньги на большое количество букетов, а перечисляли эту сумму на помощь их же ровесникам, которые оказались в сложной ситуации, а не на линейке первосентябрьской. Конечно, мы не говорим, что учителя совсем должны остаться без цветов — нет. Какой-то символический, красивый букет каждый учитель должен получить, но не 148, с которыми потом он или она, большей частью, не знает, что делать.
Мы много говорим о благотворительности, но пропускаем одну простую вещь: об этом нужно говорить со школьной скамьи. Может, даже с детского сада.
Но со школьной скамьи — обязательно, когда уже начинает формироваться личность, когда ребёнок может понять, что есть не только математика, русский язык и история, есть и другие уроки — жизненные. Мы начали придумывать, как детей привлечь. У фонда «Вера» тогда появилась акция «Дети вместо цветов». У Фонда Константина Хабенского — «Уроки добра». Надо сказать, это не так чтобы сразу всеми приветствовалось: «Ура-ура, вперёд, давайте так и сделаем…»
«Википедия» правду пишет, ваша мама работала учителем математики?
Правду, конечно.
У нее тоже были букеты, которые стояли везде?
У нас было много ваз дома, это спасало. Но, конечно, часть цветов лежали замоченными в ванной. А цветы должны стоять, должны приносить радость, какое-то настроение — хотя бы в начале сентября.
Как мама приносила всё это домой?
Я не помню, но, вполне возможно, помогали ученики. У нас школа была очень рядом, окна школы выходили на окна дома.
Учителя воспринимали такое количество цветов как обузу? Или всё-таки это их радовало?
Это не была обуза, ни в коем случае. Много внимания не бывает, бывает мало внимания. Это радостный момент в жизни учителей: первый звонок, начало учебного года, встреча после лета с любимыми в разных смыслах школьниками. Тем не менее те учителя, которые не только учат детей тому, что знают, но и сами продолжают учиться (и у детей в том числе), и поднимать свой уровень профессиональный и человеческий, вот эти учителя пошли сразу на контакт, моментально. Те, кто продолжает считать, что есть они, учителя, а есть ученики, и по-другому никак нельзя, с теми сложнее. Вот честно. Это в любом обществе и в любых профессиях встречается.
К счастью, есть большое количество учителей, которые поняли, приняли и даже сами стали инициаторами в своих школах «Уроков добра». Здесь все связано: дети, родители, учителя — все должны понимать, для чего это. Если какое-то звено пропущено, не работает весь механизм. Если родители чего-то недопоняли, естественно, у детей нет ресурсов, чтобы договориться с учителями и принести им по одному цветочку, а не по килограммовым букетам. Главное, чтобы они понимали, для чего они это делают, это важно.
И еще важен этап, который мы, может быть, сделаем дальше — это знакомство школьников с теми, кому они помогли. Чтобы все это не осталось только теорией.
Я в своё время прошёл этот путь с нашим театральным проектом. Десять лет назад мы с коллегами запустили в нескольких российских городах творческие студии для детей. Там преподавали и ветераны сцены, и молодые актеры. Для детей это было и остается бесплатным, для актеров — решает проблему творческой востребованности. И я долгое время хотел, но не очень понимал, как соединить детей, которые являются подопечными фонда, с детьми, которые учатся в студиях. Мы сочиняли-сочиняли и сделали большой спектакль «Поколение Маугли». Все сборы от спектакля шли на лечение детей в фонд. Но главное — в каждом городе перед каждой премьерой я показывал нашим актерам небольшой видеоклип про этих детей, наших подопечных, которые находятся в четырёх стенах в больницах, где не всегда у них есть возможность для шалостей и радостей. Потом, уже на сцене для зрителей в конце каждого спектакля появлялись их фотографии — чтобы все понимали, почему и для чего мы делаем.
А еще через год мы сделали вот что: именно эти дети, не какие-то другие, а те, которые были на фотографиях, выздоровевшие, своими ножками пришли за кулисы после спектакля… У детей — актеров спектакля — случился настоящий момент истины, они поняли: это не теория, это жизнь, именно они сделали возможным это чудо. Они увидели плоды своей деятельности и поняли, что взрослые не обманули. Было потрачено их время, их фантазия, им пришлось променять прогулки на улице с пацанами или игру в компьютер на репетицию, на прогон, на выучивание текста, танца. И все это, они увидели, было не зря.
Когда эти же дети пришли на спектакль… Это останется с ними надолго. Не буду говорить, что на всю жизнь, но надолго.
И представьте себе ощущения родителей, которые из зала смотрели на все это и понимали, что их дети — намного круче и человечнее, чем они сами. В каждом городе у нас было 100−120 детей, которые участвовали в спектакле. И полный зрительный зал, всегда аншлаг. И в конце спектакля абсолютно все понимали: они соучастники чего-то очень большого и важного.
Мы стараемся говорить о том, что благотворительность — это история радостная. Стараемся оставлять за скобками сложность болезни и, не пугая, показывать, как можно помогать. И когда зрители понимают, что это так легко, многие втягиваются потом. В разные события, даже не обязательно связанные с нашим фондом.
И еще важно показать, что так ты чуть-чуть поднимаешь планку самоуважения. Когда ты живёшь радостно, бесшабашно — это прекрасно, но когда ты при этом, подводя итоги года, вспоминаешь не только то, что ты что-то купил или съездил куда-то, а что ты поучаствовал в спасении человека — это еще лучше. И дети, которые, поборов болезнь, вышли в большую жизнь, они ведь тоже дальше живут с ощущением, что есть рядом люди, которые когда-то помогли. И этот выросший человек сам теперь будет открыт, и сам будет помогать другим. Это цепная реакция.
Сейчас иногда спрашивают: а почему мы должны убиваться, почему должны помогать, вот же государство…
Никто не отменял то, что государство должно решать серьёзные вопросы. Просто государство — огромный механизм, который бывает не очень поворотлив и не очень оперативно реагирует.
Приведите пример, в какой ситуации фонд отреагирует быстрее, чем государство.
Предположим, в ситуации, связанной со срочным приобретением материалов для операций. Мы можем заказывать их официально и ждать долго, а можем приобрести за счёт фонда — это будет эффективнее. Потому что пока мы дождёмся официального заказа, может быть, уже некому будет делать операцию. Мы быстрее реагируем, потому что непосредственно общаемся с врачами, знаем, что им нужно в данный момент. Мы, конечно, работаем и над тем, чтобы улучшить деятельность государственного аппарата, но пока на некоторые вещи фонд реагирует быстрее.
Фонд быстрее развивается, каждый год мы думаем: чем мы сможем помочь в следующем году, куда еще направить силы. Предположим, сначала у нас было только направление «опухоль головного мозга», сейчас у нас и головной, и спинной мозг. Помимо адресной помощи на лечение, которая составляет сейчас 50%, мы занимаемся реабилитацией детей после выхода из больницы. Это не только физическое развитие ручек, ножек, это ещё и вход обратно в социум, жизнь ведь очень быстро идёт, особенно у молодых людей, у которых постоянно меняются гаджеты, меняются взгляды.
Сколько уходит времени на лечение ребёнка при диагнозе опухоль мозга? Он же пропускает год в школе?
По-разному. Да, он часто пропускает год, потом выходит в стадию выздоровления, но мы всё равно своих детей не бросаем. Они живут, занимаются чем-то, снимаются в кино — и находятся под нашим наблюдением. Опять же о развитии фонда: мы смогли продлить возрастной ценз тех молодых людей, которым продолжаем помогать, до 25 лет — чего раньше не было. Раньше совершеннолетие наступило — и мы уже не могли помочь. Приходилось — это плохое слово, но приходилось — доставать из своего кармана, давать родителям деньги, чтобы они могли продолжать обследования, реабилитации, которые необходимы для особо сложных ребят. Сейчас мы имеем возможность это сделать официально.
В лейкемии за последние годы произошли прорывные изменения в лечении, и сейчас это не так страшно, как было. А опухоль мозга стала ли сейчас менее страшной, чем, скажем, 10−15 лет назад?
Мы пытаемся объяснить людям, что рак — не приговор. У нас же канцерофобия страшнейшая, и я тоже не исключение. Недавно запустили акцию #этонелечится #раклечится, где люди известные и просто ребята, кто прошёл через онкологию, рассказывают о вредных привычках и о своих фобиях с детства. Они говорят: «Я всю жизнь боюсь акул или постоянно опаздываю. Вот это не лечится. А рак — лечится».
Во-первых, это стало более открытой темой, а когда мы начинали, не было даже статистики — сколько в год детей заболевает и так далее. Мы собрали эти цифры по врачам и теперь имеем представление. Во‑вторых, сейчас есть наш фонд, который может всю логистику, всю последовательность действий родителям спокойно объяснить. Зачастую ведь первые шаги довольно истеричные, и это понятно.
Мы объясняем: делайте так, так и так, и всё будет хорошо, других вариантов нет. Не занимайтесь самолечением и прочей глупостью, вот протокол, он всемирный.
Вот наш экспертный совет, это лучшие врачи, которые всегда на связи, они в курсе всех открытий, всех публикаций, всех новых протоколов. В-третьих, мы ещё и рассказываем постоянно, что, если вы что-то увидели, что-то заметили за ребёнком, какие-то симптомы, не нужно это гасить цитрамоном. Обратитесь к врачу, и если быстро поставят правильный диагноз — мы сможем быстрее прийти на помощь.
Всё равно, конечно, я не скажу, что это диагноз радостный, но дети в этом смысле, в отличие от нас с вами, ничего не боятся. У них есть их родители, которые их любят и которые почти всегда своей энергетикой помогают им победить болезнь. Помимо лечения рядом должен быть человек, который транслирует волю к победе.
Мне нравится, что вы про родителей говорите, потому что, правда, это же история не только про ребёнка, это про всю семью.
Я не могу говорить про медицинские препараты, я не очень в этом понимаю. Об этом должны говорить врачи. Я говорю о том, что еще может пойти на пользу. В том числе и волонтёры, которые приходят в больницы, устраивают там спектакли, мои коллеги, которые приходят даже просто пофотографироваться. И это не только для детей, это вообще в основном для мам или бабушек, которые находятся в палатах с детьми. Потому что если они не чувствуют поддержки извне, если не происходит какая-то положительная волна эмоций, то это в первую очередь сказывается на ребёнке.
Вам приходится просить коллег, чтобы они поддерживали фонд?
Приходится, и никогда нет отказов, ни одного.
А сами приходят и говорят: «Я смотрю, чем ты занимаешься, может, я тоже могу чем-то помочь»? Бывает такое?
Конечно, они приходят. И находят применение в фонде по‑любому. Нас поддерживает огромное количество музыкальных групп, у которых уже традиция: они собирают в боксы пожертвования после концертов, и это очень-очень большая помощь фонду.
Возвращаясь к коллегам, которые приходят и говорят: «Давайте помогу». Некоторые приходят с другим: «Я хочу создать свой фонд. Как это делается?» И я начинаю рассказывать, как это изнутри, как собрать команду, как заручиться поддержкой профессионалов, что сделать и через что пройти… Ни один пока не создал свой фонд, просто потому что это только такая картинка — фонд такого-то… Красиво звучит, но те усилия, которые нужно затратить, чтобы всё работало и работало чётко, на все это требуется много времени, которого у нашей братии нет. Поэтому они участвуют в наших акциях, но не создают свои фонды.
Мне приходится слышать от звезд: «Вот я занимаюсь благотворительностью, но не надо про это рассказывать. Я вообще считаю, это дело такое благородное, тихое, оно не терпит шума…» — и они это подают как прогрессивную позицию. Меня это возмущает, честно. А как вы к тому относитесь?
Я нормально к этому отношусь. Так себя видит человек в этой истории, так он считает правильным. Я тоже первые несколько лет старался не светиться и просто на уровне своих возможностей делал то, что считаю нужным, — пока не обрёл команду и пока команда мне не показала, что это можно делать шире, быстрее, не стесняясь того, что делаешь. К тем, кто это делает тихонько, у меня претензий нет. Здесь все же важен результат.
Но команда же вам смогла объяснить, что важно конвертировать свою популярность и свою возможность сказать громко о чём-то правильном — в просвещение, в развитие этой сферы, и результат тогда будет лучше.
Да, чтобы поверили и услышали, нужно заявить о том, что ты делаешь. Просить о помощи людей, которые не знают, чем ты занимаешься, немножко бессмысленно. Рассказывая о нас, мы помогаем нам же, и сейчас, мне кажется, власти не только услышали, но потихонечку начали делом доказывать, что самые важные инвестиции — в детей.
Я, кстати, пока мы разговаривали, придумала новую акцию для фондов, которая не ущемляет учителей: не покупай новый рюкзак ребёнку на 1 сентября, пусть идет со старым (и вообще пусть учится онлайн).
Нет, ребёнок должен хорошо выглядеть. И должен любить свой рюкзак, свой пенал и другие вещи, с которыми он в школу приходит. Потом, практика показывает, эта любовь исчезает, пенал и рюкзак гоняют по школьным рекреациям в качестве мяча. Но все же, если ребёнок придет в школу, сначала любя хотя бы свой пенал и рюкзак, это поможет ему обрести знания.
Вы в школе с интересом учились?
Я хорошо учился. Сейчас не могу сказать, с интересом ли, но хорошо. Из-за того что мама работала в этой же школе, я считал, что не могу её подвести: ни с точки зрения успеваемости, ни с точки зрения поведения. Поэтому, как только я восемь классов отучился, я смылся из этой школы и пошёл в другое учебное заведение на другом конце Ленинграда. И там уже я учился жизни. Это тоже важно — помимо каких-то плюсиков, минусиков, пунктуаций, орфографий. Мне папа привил любовь к чтению, а человек, который читает, вряд ли совершит больше ошибок…
Каких ошибок? В жизни?
Орфографических и пунктуационных. А в жизни те же самые ошибки, к сожалению. Главное — научиться учиться, но обычно это приходит не за школьной партой. Ко мне пришло только на институтской скамье. Вот когда я понял, что я учусь не для оценки, не чтобы кому-то понравиться, а чтобы я сам знал что-то. Это «научиться учиться» продолжается со мной до сих пор.