Привет, новый учебный год, ранние подъемы, учебники и домашние задания… Мы собрали несколько советов, которые пригодятся родителям школьников с сентября до мая.
Photo by Janko Ferlič on Unsplash
Сергей Казарновский, директор школы «Класс-центр»
Что такое хорошая школа?
Это место, куда хочется ходить. Где интересно. А уходить оттуда — лишь с целью рассказать дома, как там интересно. Это то место, где не врут взрослые. И для родителя такая школа — счастье, потому что процесс воспитания и развития ребенка — поиск, формирование точек соприкосновения интересов. Вот цитата Льва Любимова, заместителя научного руководителя ВШЭ: «За последние 100 лет российских родителей выучили, что они должны родить ребенка, кормить, обувать и спать укладывать, а все остальное должна делать школа. 25 лет назад у детей, приходящих в первый класс, было 5 тысяч слов лексики. Сейчас — 2 тысячи. Эти слова малыш берет из того, что слышит. А он сегодня ничего не слышит, потому что дома его окружают одни гаджеты.
Первое, что нужно сделать, — создать дома звучащую устную речь
Читать детям дома. У родителей должны быть: банк литературы на 400−500 наименований, банк аудиоклипов и банк хороших текстовых мультфильмов. Каждый день дома надо малышу читать, включать аудио- книгу и смотреть с ним мультики. Второе важнейшее условие интеллектуального развития — беседа. С «малявкой» до 10 лет взрослые дома должны разговаривать не меньше часа каждый день. Причем на своем взрослом языке! Слово — это знак. Каждое слово — понятие, которое связывает группу предметов каким-то свойством. Понятийное мышление у ребенка возникает само, понятие не транслируется. Такова наука. Но взрослые должны создать для этого условия…»
Важно уметь испытывать стыд
По сути, речь идет о нравственности. Ломоносов, открывая первую русскую школу, начертал на вратах: «Арифметика, грамматика, гимнастика и стыд — основа образования». В древнегреческой школе каждый мальчик, будущий воин, должен был уметь играть на музыкальном инструменте — кефаре. Оружие создано, чтобы защищать землю, семью, идеи — быть в руках у воина. Как осознать грань, после которой этим же оружием начинают уничтожать, порабощать и разрушать? Ее можно только почувствовать — вот почему каждый мальчик учился играть на кефаре. Это было классическим образованием — таким, которое наряду с изучением закономерностей природы развивает эмоциональные возможности. И все потому, что образование искусством основано на умении чувствовать оттенки, полутона. И так возникает способность противопоставлять физиологии и безусловности рефлексов такие человеческие возможности, как ощущение стыда.
Наталья Локалова
директор основной и старшей городской Ломоносовской школы
Не хочет учиться?
Детям очень важно мнение сверстников, это нормальный этап развития. Важно найти такое окружение, где учиться принято и даже модно, где есть интерес сдать зачет, хорошо выучить тему. Если в детской среде есть позитивное отношение к новому, ребенок тоже будет подключаться к этой атмосфере, почувствует интерес к успеху. Иногда стоит сменить школу — если вы видите, что ценности в классе явно не те. Как только ребенок поймет, что делает все не просто для себя, а его оценивают окружающие — друзья, родители, учителя, — эта волна его и подхватит.
Идем в среднюю школу
Как помочь ребенку адаптироваться при переходе в 5-й класс? Все взрослые — родители, учителя, классный руководитель — должны быть помощниками ребенка в том, чтобы он почувствовал себя уверенно в новой для него среде, в новых дезориентирующих требованиях. Интересуйтесь, что происходит в школе, дайте ребенку понять — вы знаете, что он ощущает, общайтесь с учителями. Не нужно сразу выставлять планку — ты должен остаться отличником! Дайте время сориентироваться в требованиях новых учителей. Но и требования эти должны быть четко сформулированы и понятны всем.
Photo by kyo azuma on Unsplash
Не игнорируйте кибертравлю
Регламентировать общение школьников в Сети сложно. И родители, и школа должны помочь организовать свободное время ребенка, чтобы на бесконтрольный Интернет времени было меньше. В случае кибертравли должны вмешаться все взрослые, взаимодействующие с детьми, ребенок должен быть уверен, что всегда может обратиться за помощью. А школа должна учить детей информационной безопасности. Часто травля возникает из-за того, что нет присмотра взрослых, а присмотр в подростковом возрасте должен быть очень мудрым и тонким, это не просто наблюдение, а организация жизни, досуга.
Если ребенок ничего не хочет?
Учиться не стремится, но играет в компьютерные игры, слушает музыку, фотографирует? Выясните, что ему интересно, чем хочется заниматься, поддержите в этом. Да, «раскопать» интересы — очень сложная, но необходимая задача. Часто подросткам не интересно ничего, они хотят лежать на диване — но если вы предложите сделать проект или выставку его работ, кто откажется? Так мы приобщаем его к обществу, помогаем выйти из состояния безделья и почувствовать успешность. Да, психологи говорят, что подросткам периодическое лежание на диване необходимо, это помогает им познавать себя и мир. Но важно найти баланс!
Наталья Нетрусова
заведующая кафедрой информатики, школа «Интеллектуал»
Школа должна подходить ребенку
Школы все разные — и дети тоже, обращайте внимание не только на известность, но и на такие показатели, как человеколюбие, уважение, внимание школы к людям. Бывает, что родитель хочет вырастить из своего ребенка гения, а ребенку тяжко от этого. Не всегда понятно, что измеряют рейтинги школ, есть разные наборы показателей. Лучше изучайте ситуацию детально: можно прийти в гости в школу, понять, что там происходит, нравится ли вам и ребенку.
Участвуйте в школьной жизни по необходимости
Когда школа «Интеллектуал» только была создана, первый год было ощущение, что у нас прекрасные замечательные дети, а родителя сильно не интересуются, что с ними происходит. А дальше ситуации стала меняться, и сейчас родители довольно сильно вовлечены в происходящее. Иногда мы отстраняем родителей от каких-то процессов, когда у детей есть свои задачи, например, класс едет на турслет, и важно развивать навыки самостоятельной жизни, важно, чтобы они сами приготовили еду и поставили палатки. А иногда, наоборот, делаются какие-то мероприятия для детей и родителей вместе, чтобы строить общий мир и не выключать никого из процесса.
Не учитесь за ребенка
Не делайте за него задания. Все равно видно, какую часть делал ребенок, а какую — взрослый! Например, в нашей школе есть исследовательские работы — еще на этапе приема в школу, есть ряд творческих работ, которые по разному организованы на каждой кафедре, их смысл в том, что ребенок проводит свое микроисследование. Если он сделал это сам, видно и его, и его результаты. А если за него сделал родитель, результат сложно оценить. Работа может быть хорошей, но про ребенка мы ничего не поняли. С самого поступления в школу мы говорим с родителями о том, как важно постепенно все больше «управления» отдавать детям, чтобы они сами выбирали предмет, что именно они будут исследовать и как. Доверьте это детям, потому что родители иногда своим вмешательством совершенно не помогают. То есть они стараются сделать как лучше, но все самое интересное в итоге у ребенка забирают!
Есть конфликт?
Привлекайте школу к его решению: как можно раньше обращайтесь к классному руководителю, администрации. Во всех школах сейчас есть психологи, в некоторых — специальные психологические службы, готовые всегда прийти на помощь и помочь разобраться. Конфликт — это всегда общая проблема, и его должны решать обе стороны.
Юлия Пузырей
координатор проектов РООИ «Ковчег», партнера московской школы № 1321 «Ковчег»
Не требуйте только успехов
Важен не успех как выигрыш в гонке — важен личностный рост ребенка относительно себя самого. Человек не исчерпывается баллом, полученным на ЕГЭ, а «голы, очки, секунды» — еще не смысл жизни.
Участвуйте
Хорошая школа — место сотрудничества и сотворчества. В полной мере это возможно тогда, когда родители понимают и принимают концепцию выбранной школы, разделяют ее приоритеты и ценности. Самый нежелательный вариант — рассматривать школу как сферу услуг и как место, куда сдают ребенка на 11 лет, чтобы потом забрать его в улучшенном виде и иногда контролировать «качество обработки».
Не бойтесь инклюзивного образования
Но для него нужны: Готовность школы к освоению имеющегося опыта организации инклюзивного учебного процесса. Серьезная подготовительная работа со всеми сотрудниками, родителями и учениками, атмосфера толерантности. Достаточное количество подготовленных специалистов. Обучение учителей работе в условиях инклюзивного класса. Наличие тьюторского сопровождения, оборудование школьного пространства.
Photo by Anita Jankovic on Unsplash
Психологическая поддержка всех участников процесса.
Поощрение усилий школы по созданию инклюзивной среды со стороны органов управления образованием и достаточное финансирование. Если эти условия соблюдаются, тогда инклюзия без ущерба для учебного процесса создает благоприятные возможности для всех.
Для «особых» детей — возможность учиться и социализироваться в среде сверстников, жить полной жизнью. Для «обычных» детей — возможность стать более терпимыми, научиться взаимодействовать с людьми, нуждающимися в помощи и внимательном отношении, и не бояться их, и самому не бояться быть «не таким, как все».
Для родителей «особых» детей — возможность получить поддержку в их каждодневных усилиях. Для родителей «обычных» детей — уверенность, что в будущем их дети вырастут в ответственных взрослых и не отвернутся от них, когда они станут немощными.
И для школы — возможность еще больше развернуть среду к детям. А иначе есть риск, что инклюзия превратится в профанацию и постоянную, выматывающую все стороны борьбу родителей со школой за права их детей, «особым» детям будет нанесен серьезный психологический ущерб со всеми его последствиями, «обычным» детям будет преподан очень плохой урок отношения к «особым» сверстникам. И учебный процесс также весьма пострадает