Жуки и траурные броши: самые необычные ювелирные тренды Викторианской эпохи

0

Жуки и траурные броши: самые необычные ювелирные тренды Викторианской эпохи

Викторианская эпоха, без сомнения, является одним из самых вдохновляющих периодов в истории моды. Это была эпоха помпезности во всем, стиля и романтики — эпоха, ознаменованная долгим правлением королевы Виктории в Англии, которая находилась на престоле 63 года (с 1837 по 1901 год). Ее вкусы оказывали влияние на формирование моды — стоит вспомнить лишь ее белое платье невесты, которое раз и навсегда изменило свадебную моду. Через предметы искусства и украшения находили отражение и некоторые события ее личной жизни. Кроме того, Викторианская эпоха стала временем существенной трансформации сознания, когда люди стали одержимы такими темами, как смерть и природа, — самой популярной книгой тогда был труд Дарвина «Происхождение видов». Попытки познания новых областей приводили к интересным экспериментам и в области ювелирного искусства. Украшения тех лет удивляют своей функциональностью, поражают странностью выбранных мотивов, но до сих пор вдохновляют дизайнеров. В нашем сегодняшнем материале предлагаем вам познакомиться с самыми необычными трендами ювелирного искусства Викторианской эпохи.

Королева Виктория

Королева Виктория

Украшения с насекомыми

Эта парадоксальная тенденция возникла во время промышленной революции — как способ почувствовать себя ближе к матери-природе, в то время как вокруг бушует индустриализация.

По мере того как города и фабрики становились все больше и шумнее, жители культивировали свою одержимость миром природы, собирая растения в гербарии и убивая животных для занятия таксидермией (создания чучел): оба хобби были необычайно популярны в то время.

Эскиз ожерелья из бразильских жуков

Особым шиком считалось и держать дома коллекцию насекомых — впрочем, аристократки быстро смекнули, что нечего этому добру пропадать под стеклом, когда великолепные панцири и яркие крылышки могут служить украшениями нарядов.

Первоначально ювелиры и правда пытались приспособить натуральный материал к изготовлению украшений и аксессуаров, но слишком уж он был хрупкий. Самым «оптимальным» оказался вариант с засушенными жуками в обрамлении. Их использовали в кольцах или заколках для волос, и считались они невероятно модными, равно как и шляпки, украшенные чучелками птиц.

Но все-таки процесс это был довольно трудоемкий, украшения — не столь долговечными, а вот количество видов благодаря ажиотажному спросу стало уже сокращаться, поэтому скоро перешли к имитации жуков, стрекоз, мух и прочих насекомых из металлов и драгоценных камней.

Впрочем, зародился этот тренд гораздо раньше Викторианской эпохи — броши с насекомыми были популярны еще среди майя. В XX веке дизайн снова популяризировала Эльза Скиапарелли, изготавливавшая броши и ожерелья в виде жуков и мотыльков. Да и современные представительницы британской монархии, похоже, чтят модные традиции своих предков.

Модель Эльзы Скиапарелли

Модель Эльзы Скиапарелли

Ожерелье из коллекции Эльзы Скиапарелли, 1938 год

Королева Елизавета II

Королева Елизавета II

Камилла Паркер-Боулз

Камилла Паркер-Боулз

Чехлы на камни

Пожалуй, один из самых практичных аксессуаров, популярных в Викторианскую эпоху, — чехлы для украшений, которые использовались в поездках. Бронированных «Бентли» еще не было, ну а коляски и кареты были слишком уж легкой добычей для разбойников с большой дороги.

Чехлы, датируемые 1882—1885 годами/коллекция Метрополитен-музея

Изготавливались чехлы в виде шара, куда и «заточали» на время большие драгоценные камни, чтобы скрыть их от чужих глаз. Удивительно, но и подобный муляж порой был вполне драгоценным — покрывали такие чехлы не только эмалью, но и 18-каратным золотом. Сегодня такие аксессуары можно встретить разве что в музеях.

Шатлен

Шатлен — это аксессуар в виде цепочки с зажимом, к которому крепятся в виде подвесок различные функциональные предметы: ключи, кошелек, карманные часы, ножницы, печати и так далее. Известен он был еще со Средневековья, но пик популярности пришелся именно на Викторианскую эпоху.

Дамы носили обычно миниатюрные вышитые ридикюли, футляры для духов или пахучих солей и прочие дамские мелочи, ну а мужчины, как правило, карманные часы.

Изготавливался этот аксессуар, конечно, тоже из драгоценных металлов, украшался росписями или инкрустациями, а вот пришел в моду среди аристократов из более низких слоев. Изначально такой аксессуар был неотъемлемой вещью среди служанок, которые носили на подобных цепочках швейные принадлежности, ключи и так далее.

Сумочка на цепочке с креплением, 1889 год

Сумочка на цепочке с креплением, 1889 год

Цепочки на поясе периодически можно увидеть и в актуальных коллекциях — вместо солей модницы теперь прячут в миниатюрные футляры помаду и AirPods.

Показ Fendi, сезон осень-зима — 2020/2021

Траурные украшения

Когда принц Альберт неожиданно умер в 1861 году, последствия для Великобритании были огромными. Королева Виктория впала в глубокую депрессию — до конца своей жизни она не снимала траур и спала рядом с портретом мужа. Это событие оказало влияние на общество, повергнув и его в сентиментальные настроения и породив всплеск интереса к памятным аксессуарам.

Колье-чокер, сделанное из человеческих волос, середина XIX века

Колье-чокер, сделанное из человеческих волос, середина XIX века

Сама королева часто носила маленький золотой медальон с волосами принца Альберта на своей шее и даже дарила подобные предметы, которые состояли из портрета с изображением ее и принца и пары прядей волос.

Подобные украшения с волосами стали настоящим трендом и примером чрезвычайно личного и уникального подарка на память. Работа с волосами стала чем-то сродни вязанию крючком, когда мастера делали из них броши, серьги и даже гирлянды для украшения дома.

К 1880-м годам культ траурного стиля в обществе стал сходить на нет, а вместе с этим спал и интерес к подобным украшениям. Но этот период оказал определенное влияние и на будущих дизайнеров. Так, Александр Маккуин, который в принципе с большим интересом относился к истории моды, в своих ранних коллекциях зашивал собственные волосы в ярлыки на одежде в знак личной связи со своими творениями.

Глаз возлюбленного

Говорят, что красота — в глазах смотрящего, и это замечание особенно актуально для ювелирных украшений Lover’s Eye, популярных в Викторианскую эпоху. Как гласит история, принц Георг Уэльский (будущий король Георг IV) влюбился в Мэри-Анну Фицгерберт, вдову-католичку.

Такая связь в то время была, конечно, абсолютно недопустима. Но принц совершенно потерял голову и настойчиво ухаживал за избранницей. Фицгерберт даже бежала из страны, чтобы избежать скандала.

Миниатюрный медальон с глазом, начало XIX века

Миниатюрный медальон с глазом, начало XIX века

В качестве клятвы в этой запретной любви принц написал ей страстное письмо с предложением, в котором был также спрятан очаровательный подарок — миниатюрный портрет глаз принца. Вскоре после этого двое незаконно поженились, и теперь уже Фицгерберт подарила принцу портрет своих собственных глаз, скрытый в медальоне. Брак в итоге был аннулирован, но милая вещица стала популярной еще во время правления Георга.

1840 год

1840 год

Еще более широкое распространение она получила в Викторианскую эпоху: уж очень эта традиция совпала с идеалом того времени — оставить другому частичку себя. Почему именно глаза? Историки считают, что таким образом люди желали воссоздать интимный момент свидания, когда можно посмотреть в глаза любимому, что давало чувство опоры и успокоение в разлуке.

А вы бы смогли носить такие украшения?

автор статьи

Автор этой статьи слева на изображении.

Оставить комментарий

проверка антибот


Яндекс.Метрика